Ильинский храм г. Мичуринска


Настоятель: протоиерей Павел Медведев

Адрес: 393740, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Советская, д. 349

Телефон: 8 (47545) 5-20-75

Сайт: http://mich-hram.ru

Начиная рассказ об Ильинском храме г. Козлова (Мичуринска), мы перенесемся на 380 лет тому назад, ко времени основания нового города на Козловом урочище. По воле Царя Михаила Федоровича Романова, вместе с основанием города Козлова, был основан древний Ильинский Козловский женский монастырь. Летописные сказания, об этом основании города и вместе с ним монастыря, извлеченные из архивных документов, следующие: «Во 7144 (1635-36) году, как ставили город Козлов — Ясельничей и воевода Иван Васильевич Биркин, да Михайло Иванов Спешнев, и им Воеводе и Михайлу, по указу Блаженные памяти Великого Государя, Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея России, и по грамоте из Новгородскаго приказу, велено построить в том городе Козлове «Царское Богомолье» девичь монастырь Пророка Божия Ильи».

Так как город строился с 1635 по 1638 год, то надо полагать, что Ильинский монастырь девичий, как завершение всех строений, получил свое начало в 1638 году.

Воеводы Биркин и Спешнев, положили основание монастырю Ильинскому – построением бревенчатой Церкви с колокольнею, двадцати двух деревянных келий, и пластинной ограды, забранной в столбы. Новоустроенная Церковь, в честь Святого Пророка Божия Ильи, стояла в средине ограды. «Низкая – одноэтажная церковь эта, об одном куполе, с черепичною главою, осененною железным крестом, защищена была чешуйчатою кровлей и в вышину до подволоки имела около четырех с половиною сажен; к задней стороне Церкви, примыкала небольшая паперть, с Иконою Страшного Суда. – Трапеза Церкви украшалась пятью Святыми Иконами, без риз, окладов и киот. В иконостасе стояло шесть поясных Святых икон, по правую сторону Царских врат, писанных на празелени, — Нерукотворенного Спаса, Святого пророка Ильи, Преподобного Михаила Малеина, (Ангел Благочестивого Царя Михаила); Иконы эти присланы были, как Царский дар, Самим Царем Михаилом Федоровичем; по левую сторону: Пресвятые Богородицы с Предвечным Младенцем, Святителя и Чудотворца Николая и Святой Мученицы Параскевы. Украшения иконостасных икон состояли из сребро-вызолоченных басменных венцов и низанных убрусов, из пелев, шитых золотыми голубями, киндяшных, выбойчатых и других, и из привесок: золотых гривен, золоченых копеек и серебряных алтын. Над вратами возвышались два пояса (яруса) – Деисусов и праздников. Внутренность Святого Алтаря украшалась одною запрестольною иконою Богоматери «Всех Скорбящих Радости».

В западной части монастыря, над святыми вратами, высилась колокольня в девять сажен, на ней висли три небольшие колокола.

По обе стороны Святых врат расположены были службы и кельи, простиравшиеся также и вдоль северной и южной стен ограды.

Длина ограды и площадь земли, отведенной строителями – Биркиным и Спешневым под монастырь, в древних актах не обозначена, но в ведомости, поданной Игуменью монастыря Евфросиньею – Козловскому воеводе Лихареву в 1656 году, когда монастырская земля увеличилась присоединением смежного с нею дворового огородного места, ограда, имевшая двое крытых ворот, показана в окружности на 125 сажен, в вышину – на одну сажень.

Для содержания нового монастыря – «Царского Богомолья», была пожалована Царем Михаилом Федоровичем, денежная и хлебная руга.

На царскую ругу и свои собственные богомольческие средства, монастырь, в первые годы, существовал безбедно. Даже имел возможность, без постороннего пособия, пристроить к своей церкви два придела: «Николы Чудотворца, до Парасковьи нареченные – Пятницы». Существуют и другие документы, рассказывающие об Ильинском монастыре XVII века. Из тетрадей Козловского воеводы Василия Лихарева от 21 октября 1657 года узнаем, что: «В Козлове же за городом, монастырь девичь, а в нем церковь пророка Илии, да в приделе служба Николы Чудотворца, да Парасковии, нареченные Пятницы. У той церкви поп Василей Калинников, сказал, у себя: сын Фомка с ним у церкви дьячок. А в том монастыре 25 стариц. А крестьян де и бобылей у него нет»

Со временем, средства монастыря стали недостаточны для безбедного его существования, потому, что число сестер увеличилось, а с увеличением их, потребовались и большие средства для содержания их и монастырских зданий и больший простор в монастыре. В этих затруднительных обстоятельствах, монашествующие сестры писали Царям и Великим Князьям Иоанну и Петру Алексеевичам челобитные, в которых высказывали, что за монастырем их нет ни крестьянских, ни бобыльских дворов, ни земли, ни сенных покосов, ни рыбных ловель, ни мельниц, и вообще никаких угодий. «А отцы их и мужья – дворяне и дети боярские, служили по Козлову в полковой службе, и многие в полках побиты, и в полон поиманы, а иные и ныне служат, а они, Игуменья с сестрами, многие осиротели, и многие из них вдовы и девки, пострижены и живут в том монастыре в тесноте по чужим кельям, потому, что келий поставить негде. А в монастыре их человек до ста и больше, многие хотят постричься, а за утеснением, что келий поставить негде, и прокормиться в достаток нечем, не постригаются». Челобитные оканчивались просьбою, чтоб Цари и Великие Государи смиловались: прибавили просительницам денежной и хлебной руги, и повелели занять в земляном городе усадьбы стрельцов, переселенных на новые места за земляной город».

По другой челобитной в 1693 году, указано было Козловскому воеводе Афанасию Соймонову, отдать во владение монастыря две пустопорожние стрелецкие усадьбы. Но эти подаяния не могли много способствовать улучшению положения монастыря. На втором веке его существования, церкви, кельи и все службы крайне обветшали, — «Церкви — де и церковною утварью и книгами и всякими потребами оскудали» — а средств, к обновлению зданий и к устранению церковных недостатков монастырь не имел».

По словам  известного тамбовского краеведа Ивана Дубасова: «По смерти преосвященного Питирима монастырское оскудение по известным причинам началось сразу. А Козловский Ильинский женский монастырь впал в совершенное нищенство. Вотчин и оброчных статей он не имел. В табелях монастырского приказа записан не был. И только город Козлов отчасти помогал ему из кабацких сборов».

Окончание такому скудному существованию Козловского Ильинского женского монастыря положила секуляризационная реформа 1764 года, проведённая императрицей Екатериной IIс целью изъятия церковных владений в пользу государства, упразднения части  монастырей, а также определения содержания для епархий и некоторых обителей.  Манифест о секуляризации был подписан Императрицей 26 февраля 1764 года.

«После 128-летнего своего существования, по рассмотрению епархиальных архиереев, оставить в 28 губернских и провинциальных городах по одному третьеклассному женскому монастырю избрав, лучшие по строению, Ильинский монастырь в городе Козлове, не отличавшийся хорошей наружностью зданий был упразднен. Церковь его, вместе с причтом из трех священников и двух причетников, была переименована в приходскую. Прихожанами к ней были причислены от смежных церквей до 70-ти дворов, движимое и недвижимое имущество, какое только принадлежало монастырю, было отдано во владение Тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю, в который были переведены и Игуменья, и все монашествующие сестры».

В знаменательном для Ильинского храма 1764 году, приходская Рождества Пресвятыя Богородицы с приделом Святого Пророка Илии каменная церковь сильно пострадала во время бывших в июле месяце в городе Козлове неоднократных больших пожаров. Святые образа ризница и прочая церковная утварь была вынесена в другое безопасное место в то же время, как со святых престолов, так и жертвенников святые одеянии были сняты, престольные же столбцы из разных случаев повреждены, и обгорела вся крыша.

9 июля 1768 года приходской священник Алексей Максимов, докладывая об этом в Тамбовскую духовную консисторию, говорит, что священнослужение он не исправляет, и просил разрешения «оную церковь и с приделом прежними с теми иконами и протчим церковным благолепием собрать и крышу покрыть тесом святые же престолы и жертвенники в указную меру построить и по построении освятить дозволить».

На это прошение, воспоследовавшею Его Преосвященства резолюциею велено: «дать указ». «Того ради по Ея Императорского Величества указу с приказанием Его Преосвященства Консисториею определено: «к вам Консисторскому присудствующему Козловского Троицкого монастыря Архимандриту Тихону послать (и послан) указ, которым велеть когда объявленная рождества Пресвятыя Богородицы с приделом Святого пророка Илии церковь прежними святыми иконами и протчим церковным благолепием убрана и покрыта.. и святые престолы и жертвенники в указную меру и протчее все построено будет исправно, то оную церковь и с приделом освидетельствовать и по освидетельствовании естли препятствия никакого не окажется вам архимандриту по надлежащему освятить, и когда оная церковь и с приделом освящена будет о том в Консисторию репортовать, и Консистории присудствующему Козловского Троицкого монастыря архимандриту Тихону учинить о том по сему Ея Императорского Величества указу. Июля 11 дня 1768 года. Ризничей и казначей иеромонах Пахомий»

В 1781 году, на месте древнего Ильинского монастыря, по оригинальному проекту, заказанному в Петербурге (автор неизвестен), на средства купца Ивана Григорьевича Воронова и других горожан, была заложена Ильинская церковь в три престола: в нижнем этаже два – Рождества Божьей Матери и великомученицы Параскевы, и в верхнем – Преображения Господня и Илии Пророка. Вот, что говорят об этом событии архивные документы:

«1781 года октября 27-го дня по указу Ея Императорского Величества духовная Преосвященнейшего Феодосия Епископа Тамбовского и Пензенского консистория слушав поданного его преосвященства сего октября 18-го дня города Казлова приходской церкви Рождества Пресвятыя Богородицы от священников Алексея Максимова, Василья Иванова, да диакона Ивана Васильева с приходскими людьми, значившимися по рукоприкладству именно прошения, коим они просили о построении вместо оной рождественской каменной з двумя приделами пророка Илии да великомученицы Праскевы церкви за ветхостию ея, вновь каменной же и в тех именований о дву апартаментах, то есть сверху Рождества Пресвятые Богородицы, а внизу пророка Илии, и великомученицы Праскевы со употреблением в то строение и оной ветхой церкви и о даче на то строение храмозданной грамоты с таковым дозволением, что покудова та вновь церковь построится то до того времени чтоб и справлять божественную службу во оных пределах на котором прошении последовавшее Его преосвященства резолюциею велено справясь дать грамоту, а по справке в консистории З десятоначалническими 779 году (скаска) оказалось при оной рождественской церкви приходских двести восемь дворов при них священноцерковнослужителей священников двое диакон один дьячков двое пономарей двое. По Указу святейшего правительствующего Синода присланному в консисторию прошлаго 771 году генваря 14 дня велено где прежде досель церкви были, но оные обветшают или згорят таковые вновь строить Епархиальным преосвященным архиереом дозволять, но с таковым при том дополнением, что ежели где в приходе будет в селех менее сорока, а в городех менее двести дворов, а при них напред сего церкви были, но оные обветшают или згорят, то о таковых к построению не представя Святейшему Синоду и не получа указа позволения не давать приказали в силе тех указнаго синодскаго повеления и его преосвященства резолюции о построении означенной вместо ветхой вновь о дву Апартаментах каменной церкви Божией изготовя на имя реченных просителей обыкновенною с прописанием надлежащих обстоятельств храмозданную грамоту предложить Его Преосвященству к надписанию, и когда оная надписана и здана будет в Консисторию, тогда её имеющему за делом хождение объявленному священнику Алексею Максимову отдать с роспискою. Никита протоиерей Наровчатовский. Василий протоиерей Спасо Преображенский».

Это оригинальное сооружение провинциального барокко упорно связывали и связывают до сих пор с именами талантливейших архитекторов России — Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771 гг.) и Томазо Амадини. К сожалению, обе эти версии не подтверждаются архивными документами. Версия об авторстве Растрелли основывается на следующем рассказе. Как и многие другие, Ильинская церковь подлежала ликвидации в 30-е годы XX столетия, хотя и была внесена в списки памятников церковной архитектуры. В её защиту выступил уроженец Козлова В. К. Дрокин, обратившись за поддержкой к И. Э. Грабарю, тем самым сохранив ее от разрушения. Однако, существует мнение по поводу провинциальных построек, приписываемых Растрелли, самого И. Грабаря: «Все наперерыв стараются обзавестись «настоящим растреллиевским» домом и дачей. Но заполучить его, заваленного дворцовыми делами, оказывалось нелегко и многие были счастливы, если им удавалось уломать Обер-архитектора сделать хоть чертежик для дома и церкви где-нибудь в дальнем Волжском имении. К богомольной царице обращались разные монастыри, города и большие торговые села с просьбой прислать «чертеж каким манером строить храм», и Елисавета каждый раз поручала составление проекта Растрелли. Таких случаев сохранилось множество в архивных делах того времени, но конечно, мастер не их мог сочинять, — для этого ему надо было бы бросить все дела, — а поручал составление их своей канцелярии, в которой находился целый штат «учеников», «гезелей» и «за-архитекторов». При огромном числе выстроенных им зданий, собственноручных его чертежей сохранилось очень немного и даже подписные из них далеко не всегда выполнены им лично. В его чертежной выработалось множество архитекторов, разъехавшихся потом по всей России и продолжавших обстраивать её «Растреллиевскими» церквами и усадьбами. Имя этого легендарного человека передавалось из уст в уста и стало нарицательным. До сих пор случается, что наивный захолустный помещик клятвенно уверяет вас, будто его дом и церковь – явные продукты второй половины XIX века – произведение Растрелли.Трудно объяснить, почему И. Грабарь изменил свое мнение в пользу Ильинской церкви, ведь в столь трудные годы Советского правления, он мог бы легко пострадать сам, если бы кто-нибудь обнаружил явное несоответствие в его оценке растреллиевских построек.

Строительство церквей в провинциальном Козлове, да и в других городах, продолжалось не один год, а иногда и десятки лет. Несмотря, на все усилия строителя Ильинского храма Ивана Воронова и всех прихожан, строительство храма шло медленно. Архивные документы рассказывают нам, что в 1801 годуАрхимандритом Козловского Троицкого монастыря Варлаамом, были освящены новопостроенные церкви: Преображенская (верхняя) — 16 мая, Ильинская придельная — 17 мая, а 20 декабря 1808 года им же был освящен «устроенной вновь иконостасом и алтарем» придел во имя Великомученицы Параскевы-Пятницы. На сегодняшний день остается неизвестным время освящения престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Среди церквей в Козлове Ильинская выделялась высотой своей колокольни, её высота 67,5 метра (вместе с воздвигнутым на купол крестом — 71 м).

Храм во имя Ильи Пророка, воздвигнутый в городе Козлове —  прямоугольный четверик с небольшой главкой, с равновеликими алтарем и притвором и многоярусной колокольней под шпилем — живое воплощение русского барокко в сочетании с древнерусскими традициями. «Архитектура ее строгого, величавого характера. В строительстве Ильинской церкви нашли воплощение новые строительные приёмы: подкупольное пространство второго этажа не имело промежуточных опор, а кованый каркас шпиля являлся одним из первых образцов применения металла для этих целей в провинциальном строительстве.

В своей истории Ильинская церковь получала сильные повреждения от пожаров. Один из них случился в1848 году. Главным спасителем Ильинского храма от пожара 1848 года в памяти горожан остался церковный староста Петр Иванович Седых. Но, архивные документы рассказывают нам об участии в спасении храма и местных священно-церковно-служителей. По Указу Святейшего Правительствующего Синода от 19 марта 1849 года  были удостоены награждения за спасение от пожара города Козлова Ильинской церкви священники той церкви Александр Беляев и Евграф Казмин, диакон Павел Федоров, дьячок Захаров и церковный староста купец Петр Седых. Кроме того, «Обязанная во время пожара 1848 года сохранением своему ктитору, купцу Петру Седых, церковь Ильинская одолжена ему и многими украшениями в своих иконостасах, благолепием которых всегда дорожили, и для которого, никогда и прежде не были скупы Ильинские прихожане».

7 февраля 1863 года в город Козлов прибыл Преосвященнейший Феофан (Говоров) епископ Тамбовский и Шацкий (Вышинский затворник), где происходило погребение жены Козловского 1-й гильдии купца старосты Ильинской церкви, Михаила Михайловича Северова, Анны Андреевны, урожденной Кувшиновой. В знак уважения к благочестивым трудам и жертвам М.М. Северова на пользу церквей и особенно Козловской Ильинской, Владыка, 7 числа и 8 числа совершил, вместе со всем Козловским духовенством, вынос покойницы из дома в церковь, Литургию, погребение и был при опущении гроба в могилу.

Особенно сильным был пожар 9 мая 1865 года, в результате которого, большая часть домов, расположенных в центральной части города, была уничтожена огнем. Пострадала от этого пожара и Ильинская церковь. Не обошлось и без жертв. Священник Александр Васильевич Беляев, получивший сильные ожоги во время пожара 9 мая, истребившего большую часть города, умер 11 мая 1865 года в возрасте 53 лет, от воспаления, похоронен 12 мая.

В том же, 1865 году, Почетным Гражданином г. Козлова Михаилом Северовым в «Московских ведомостях» было опубликовано воззвание о приглашении благотворителей к пожертвованиям на поправку сгоревшего Ильинского храма. С 1866 года восстановлением церкви занимался Иван Давидович Сафронов, который, не жалея средств, трудился над её отделкой.

25 мая 1875 года, после 10 лет восстановительных работ, произошло освящение Ильинской церкви Преосвященным Палладием I (Писаревым) Епископом Тамбовским и Шацким. Это событие было отмечено в прессе: в Тамбовских Епархиальных ведомостях и в Московских ведомостях. Вот как описывает эти события очевидец: «25 мая совершено освящение Ильинского храма, десять лет тому назад сгоревшего во время пожара, истребившего у нас в Козлове чуть не половину города. Если сказать, что храм отделан великолепно, то этого будет недостаточно. Строитель храма Иван Давидович Сафронов, с истинным христианским усердием забывая о своих делах, трудился над отделкой храма. Исполнить работы он поручил лучшим мастерам в Москве, которые, нужно отдать им справедливость, вполне добросовестно исполнили возложенные на них поручения, так что исполнение всех работ не оставляет желать ничего лучшего. Освящение совершено Преосвященным Палладием, епископом Тамбовским, прибывшим за несколько дней до освящения храма. Несколько дней сряду, Его Преосвященство совершал богослужение в разных храмах, и всегда стены храма не могли вмещать желающих быть в числе молящихся. Несколько дней проведенных Преосвященным в Козлове, были для нас истинным праздником; каждый день народ спешил в храм, где служил архипастырь. Прихожане возобновленного храма, в знак признательности строителю храма И.Д. Сафронову, поднесли икону Преображения Господня в богатой золотой ризе, которою Его Преосвященство, видимо сочувствующий такому заявлению благодарности от прихожан, по совершении освящения, сказав слово, тронувшее до слез всех предстоявших, благословил строителя. Торжество освящения было заключено, по русскому обычаю, роскошным обедом, предложенным строителем. Работы исполнены в Москве, иконостас по рисунку архитектора П.П. Зыкова – В.А. Астафьевым, писание икон – академиком В.В. Шокиревым, серебряные работы, а также и бронзовые паникадило и подсвечники – А.М. Постниковым,придворным фабрикантом королевы Виртембергской».

После пожара Ильинская церковь получила в дар от Митрополита Московского Филарета – потир, дискос, копье, лжицу, ковш и тарелочки.

В 1888 году старостой церкви потомственным почетным гражданином Н.А. Придорогиным было получено разрешение на постройку, вокруг Ильинской церкви, ограды с двумя корпусами для школы и церковной лавочки.

26 февраля 1892 года духовенством города Козлова при Ильинской церкви была открыта бесплатная народная читальня – библиотека.

В 1893 году, церковным старостой Н.А. Придорогиным, окончена постройка новой каменной ограды с железными решетками и двумя таковыми же воротами – чугунные. На двух углах с западной стороны поострены два каменных флигеля.

В начале ноября 1897 года состоялось малое освящение иконостаса в нижнем этаже Ильинской церкви. Новый иконостас сделан по образцу славящегося в Москве иконостаса церкви Коммисаровского технического училища. Работа была поручена новой мастерской братьев Перегудовых в селе Белоомут Рязанской губернии, произведения которой в качестве экспонатов одной известной фирмы были премированы на последней всероссийской выставке. Главным украшением нижней церкви является не иконостас, а новые царские врата из позолоченной бронзы и частью из серебра. Они представляют точную копию со знаменитых царских врат Чудова монастыря в Москве, не только по рисунку, но даже по величине и размеру. Делались эти царские врата в Козлове в мастерской Ф. Дорохова. И эта фирма пожелала отличиться. Работа вышла прямо художественной и невольно останавливает внимание знатоков. Удачным исполнением всех своих работ Ильинская церковь обязана своему церковному старосте Н.А. Придорогину и его помощнику П.А. Протегальневу. Благодаря пожертвованиям и деятельности этих двух лиц, Ильинская церковь главным образом и приобрела свои богатства и украшения.

Ильинскую церковь неоднократно посещали Тамбовские епископы. Все они отмечали, что «Ильинская церковь устроена в два этажа – нижний этаж теплый, верхний – холодный. Нижняя церковь мрачная и тесная, верхняя светлая, высокая, поместительная, но обе украшены богатыми иконостасами, художественными иконами и картинами из священной истории. Утварь и ризница, особенно ризница, в Ильинской церкви очень богаты; то и другое содержится в отличном порядке и чистоте. В ризнице имеются десятки запасных священнических и диаконских облачений, шитых золотом, серебром, шелками и украшенных каменьями. Документы церковные ведутся в должном порядке».

В июле 1914 года под руководством священника Ильинской церкви о. Владимира Нечаева был организован крестный ход от Козловских городских церквей на торжества открытия мощей и прославления Святителя Питирима.

В Советское время. История Ильинской церкви в первые годы Советской власти мало чем отличается от истории сотен тысяч российских церквей. 31 декабря 1917 года (13 января 1918 г.) был опубликован проект Декрета СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 20 января (2 февраля) 1918 года Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был принят и спустя три дня вновь опубликован, уже как официальный документ. По нему церковь отделялась от государства, что выражалось в полной отмене всех привилегий по религиозному принципу, отказе от религиозных обрядов как официальных церемоний, отмене религиозной присяги, полной секуляризации актов гражданского состояния, приравнивании всех религиозных обществ к «частным обществам и союзам» и отказе от всякой их поддержки со стороны государства. Гражданам предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно исполнять религиозные обряды, не посягая на общественный порядок, права других граждан и Советской Республики. Никто не мог по религиозным убеждениям освобождаться от гражданских обязанностей, допускалась лишь замена одной обязанности другой. Школа отделялась от церкви. В учебных заведениях любого типа, где преподавались общеобразовательные предметы, запрещалось преподавание религиозных вероучений. Разрешалось обучаться и обучать религии лишь «частным образом». Согласно статьям 12 и 13 Декрета, церковные и религиозные общества лишались прав юридического лица и права владеть собственностью. Все их имущества объявлялись «народным достоянием». Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались религиозным обществам в «бесплатное пользование» по решению местных или центральных властей.

В 1917 году земля, принадлежавшая Ильинской церкви, была отобрана крестьянами села Громушки. Из других зданий, принадлежащих церкви: находившиеся на углах церковной ограды, с западной стороны ограды два каменных флигеля, которые сдавались в аренду, были реквизированы Военным ведомством. И если в 1917 году флигели находились в порядке и исправности, то в 1919 году флигели приведены были в негодность, двери выломаны, полы и половицы повреждены. Копии с метрических книг хранившиеся в целости с 1840 года в 1918 году в декабре месяце были отобраны Комиссариатом Юстиции, но к тому времени еще были вывезены из церкви. Церковные деньги были отобраны отделом Юстиции.

В 1925 году Ильинский храм, наряду с Козловским Троицким монастырем, Покровским собором и Сторожевской церковью, был внесён в список архитектурных памятников города Козлова, находящихся под охраной государства.

В 1928 году по приглашению настоятеля Ильинской церкви г. Козлова протоиерея Владимира Андреевича Нечаева приехал в Козлов и от епископа Тамбовского и Козловского Вассиана (Пятницкого) получил назначение в Ильинскую церковь и служивший здесь до своего ареста в 1933 году, иеромонах Севастиан, впоследствии преподобный Севастиан Карагандинский, прославленный в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе, в лике — святых новомучеников и исповедников Российских. На том же Архиерейском Соборе, по представлению Алма-атинской епархии, был прославлен в лике святых, служивший в Ильинской церкви города Мичуринска (Козлова) с 1932 года и до своего ареста 1 августа 1937 года, протодиакон Матфей Васильевич Казарин.

7 апреля 1930 года от неизвестной причины в Ильинской церкви произошел пожар. Огнем пожара было попорчены: иконостас, стены, потолок храма и некоторые вещи. А так как всё имущество и храм было застраховано, то церковный совет и обратился за получением страховой премии за попорченное от огня имущество в городскую страховую контору. Страховая контора сообщила, что согласно циркуляра Правления Росгосстраха от 28/II-1930 г. за № 769, страховое вознаграждение за сгоревшие церковные здания и имущество церковным советам не выдается, а выплачивается тому советскому органу, который сдал церковь в пользование группе верующих, и отослала обращение верующих в Козловский Городской Совет. Городской Совет объяснил верующим, что страховая сумма может предназначаться только на культурные потребности, и, несмотря на то что, они в обязательном порядке уплачивали за страховку вверенного им имущества все повинности, должны делать ремонт попорченного огнем храма за свой счет.

Вследствие распада религиозных объединений Сторожевской и Пушкарской церквей г. Козлова, верующие этих религиозных объединений совместно с верующими религиозного объединения Ильинской церкви объединились в одно и возбудили ходатайство перед Горсоветом о представлении им в совместное пользование Ильинской церкви, что и было удовлетворено в 1934 году.

Здание Ильинского храма до 1936 года эксплуатировалось обществом верующих, по своему прямому назначению.

В 1938 году Ильинский храм был закрыт по следующим основаниям. Из протокола № 24 заседания президиума Мичуринского Горсовета от 22 апреля 1938 г.: «Учитывая, что Ильинская церковь в течение нескольких лет, с согласия группы верующих не используется для религиозных надобностей, а временно используется как складское помещение, причем, со стороны верующих претензий на использование этого молитвенного здания не поступало, и, наоборот, вследствие распада религиозных объединений, по фонду обложения служителей религиозного культа при Мичуринском ГорФо не значится ни одного служителя культа, отсутствие лиц религиозного объединения бывшей двадцатки, не заключения договора на пользование указанным молитвенным зданием на 1938 год и что это здание начинает приходить от бесхозяйственности в упадок, имея наличие требований со стороны культурных учреждений для представления им помещения – 1) ВУЗ имени Мичурина под клуб ВУЗа и спортзал (количество студентов 650 человек, рабфаковцев 297 человек и педагогический инструкторский персонал 200 человек); 2) школа ФЗУ Ленинской ж/д – 700 человек – под учебное заведение и общежитие; 3) завода имени Ленина – 1200 человек — под клуб, а также имея согласия на закрытие этого молитвенного здания рабочих Паровозо-ремонтного депо, Ленинской железной дороги, жителей Сторожевских выселок Первомайского поселка, и на основании статей 34, 35 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г., Президиум Мичуринского Горсовета ходатайствует перед оргкомитетом ВЦИК по Тамбовской области о закрытии Ильинской церкви и передачи таковой под культурные цели».

После закрытия здание Ильинской церкви, без оформления, было передано воинской части, в ведении которой оно находилось до 1946 года. Во время Великой Отечественной войны в мастерских ремонтировали танки. Нижний этаж использовался как ремонтные мастерские, а верхний пустующий от времени разрушался.

В августе 1946 года религиозная община Кладбищенской Скорбященской церкви возбудила ходатайство об открытии Ильинской Мичуринской церкви. В это время здание находилось в ведении Мичуринского ГорФо на балансе Госбюджета. Первый этаж находился в эксплуатации Мичуринской Автоколонны, занявшей помещение без всякого основания, явочным порядком, под автогараж и частично под ремонтные мастерские. Второй этаж был свободен. В результате обследования Ильинской церкви, как памятника архитектуры, состоящего на учете Главнауки, выяснилось, что здание её находится в неудовлетворительном состоянии. После чего было решено: «Изъять все три здания (церковь и два флигеля) из пользования Автоколонны и предложить Горсовету использовать их как краеведческий музей, если город не найдет достаточных средств для восстановительного ремонта, его предложить обществу верующих использовать их по прямому назначению».

27  февраля 1947 года здание Ильинской церкви было передано верующим.

27 июля 1947 года верхний храм Ильинской церкви был торжественно освящен Преосвященным Иоасафом (Журмановым), епископом Тамбовским и Мичуринским. В воскресенье, 24 июня 1951 года, в Ильинской церкви г. Мичуринска состоялось торжество освящения нового иконостаса, на которое прибыл Преосвященный Тамбовский и Мичуринский Иоасаф. Накануне он, в сослужении кафедрального протоиерея М. Сперанского и мичуринского духовенства, совершил в нижнем храме всенощное бдение. Утром следующего дня Преосвященный Иоасаф, после водоосвящения, освятил новый иконостас верхнего храма и затем совершил Божественную литургию. Вечером в том же верхнем храме, украшенном новым резным иконостасом, была совершена воскресная вечерня с акафистом святителю Питириму, небесному покровителю Тамбовского края.

23 апреля 1952 года, в среду Светлой седмицы, Преосвященный Иоасаф, епископ Тамбовский и Мичуринский, по приглашению клира и верующих, прибыл в г. Мичуринск для участия в пасхальном служении и возглавлении церковного торжества, по случаю награждения Святейшим Патриархом священнослужителей Ильинской-Скорбященской церкви г. Мичуринска.

20 января 1964 года Ильинский храм был закрыт, а здание передано под краеведческий музей.

4 декабря 1974 года постановлением Совета Министров РСФСР № 624 Ильинская церковь была признана памятником архитектуры.

16 ноября 1991 года на VII сессии городского совета народных депутатов было принято решение о возвращении верующим Ильинской церкви. 7 января 1992 года, в праздник Рождества Христова, состоялся торжественный акт передачи Ильинского храма представителям Тамбовской епархии Русской Православной церкви.

28 марта 1992 года произошло первое после передачи Ильинского храма верующим  Богослужение. В торжественной литургии приняли участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) и епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан).

В августе 1993 года  Ильинский храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В Ильинском храме Святейший отслужил Всенощное бдение.

В 1994 году, в канун праздника Светлого Христова Воскресения, произошло освящение верхнего храма в честь Преображения Господня.

В 1996 году, в Духов день, новые колокола Ильинского храма, изготовленные современными мастерами, освятил епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений.

В 1996 году на церковном подворье была построена водосвятная  часовня в честь новомученников российских за Христа в годы лихолетья пострадавших, освященная Архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением 16 января 1997 года.

В 2003 году Ильинскому храму переданы на вечное почитание частицы мощей святой благоверной мученицы Людмилы, княгини Чешской и святого Великомученика и Целителя Пантелеймона.

13 мая 2012 года в Ильинский храм была доставлена частица мощей Cвятого Севастиана Карагандинского. В 2012 году на средства доброжелателей на территории храма поставлен Ангел Хранитель «православным христианам в годины лихолетий за веру пострадавшим».

Ильинская церковь — главный ориентир и «визитная карточка» города Мичуринска.

Перед алтарем находится небольшое кладбище, где покоятся: протоиерей Виктор Медведев, схимонах Николай, схиигумен Поликарп. С дореволюционных времен здесь сохранились могильные памятники:Николая Андреевича Придорогина, много лет исполнявшего обязанности церковного старосты ипредседателя совета Крестовоздвиженского братства Гавриила Васильевича Комарова. Территория захоронений озеленена газонной травой, по бокам могил посажены цветы, крестообразно.