Свято-Троицкий собор г. Моршанска


Настоятель: протоиерей Андрей Рыбин

Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память земной жизни Спасителя, Божией Матери, собы­тия или угодника Божия.

История Свято-Троиц­кого собора началась 5 декабря 1830 года, когда был ут­вержден проект строительства хра­ма императором Николаем I, кото­рый сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого со­бора неизвестен до сих пор, но по­добный храм стоит в Петербурге — это Преображенский собор.

Ранее, 13 августа 1826 года, Епис­коп Тамбовский и Шацкий Афана­сий дал благословение на строи­тельство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной конси­стории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была вы­дана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма.

В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали уча­стие все жители Моршанского уез­да.

К 9 апреля 1836 года было собра­но 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благосло­вения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы. Это был крестово-купольный собор, основой которого служил массивный куб, оформлен­ный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами.

Сначала постройка храма шла под усмотрением особо на то утвержденного комитета, а по­том под наблюдением выбира­емых из граждан попечителей под непосредственным надзором мест­ного протоиерея А. Я. Воскресенс­кого и губернского архитектора Шу­бина.

Здание воздвигалось быстро. За корот­кий период было уложено 7200000 штук кирпича и  11934 штук белого камня плитами, а между тем, надо отметить, со­бор не возвышался и на полови­ну высоты, предусмотренной по проекту. Громадность здания, не доведенного и до половины, по­ражала всех. Так было до 1841 года.

Однако собранные на строи­тельство храма средства исто­щились, а новых поступлений не было. Работы на соборе прекра­тились.

В 1842 году на постройке хра­ма было занято всего 45 чело­век.

В следующем году утверждает­ся новый добровольный сбор — тор­говая пошлина: с хлеба, сала и гре­чихи. Но, к сожалению, средства поступали очень медленно. После 1841 года работы на соборе растя­нулись на целых 15 лет.

В процессе стройки возникало немало проблем, но самой суще­ственной, пожалуй, стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяже­стью массивного барабана они ста­ли проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка кресть­янина Степана Люлина. Он предло­жил единственно верное техничес­кое решение. Оно заключалось в следующем… По совету С. Люлина столбы и сво­ды храма были закреплены метал­лической обвязкой. Конструкция уда­лась на славу. Приостановленные на соборе работы продолжились.

Наконец, когда строительство хра­ма было близко к завершению, начались отделочные работы и уст­ройство собора изнутри. После штукатурки стен и покраски деревян­ных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским масте­рам.

24 ноября 1857 года храм был от­строен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шац­ким  Макарием.

Средний — главный престол Собо­ра был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Трои­цы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освяще­ние состоялось на следующий день, т. е. 25 ноября. Днем позже — 26 ноября, был освящен левый придел храма в честь святого благоверно­го князя Александра Невского.

Освещение создавало великолепное паника­дило в 60 пудов весом, с 52-мя се­ребряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были ус­троены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белы­ми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харь­ковской метлахской плиткой.

Храм был теплый — отопление было калориферное из подвала, где находились три печи (амосовских), построенные усердием бывшего старосты и председателя попечи­тельного комитета Емельяна Заха­ровича Платицына. Солея пред ико­ностасом возвышена на 1 аршин 1 четверть с выдающимся амвоном, клиросы помещаются на солее. Они окружены чугунными бронзированными балюстрадами. Есть клиросы и отдельно от солеи около передних сторон задних столбов,  поддерживающих свод собора. Внутренние стены всего храма, кроме алтаря внизу по окна и вверху  между 1-м и 2-м карнизами отделаны под синий мрамор, а средняя часть — под белый, усердием бывшего старосты церковного Николая Афанасьевича Юсова. В куполах и алтаре до 1879 г. стены были выбелены, а в следующем году расписаны священными изображениями (масляными красками) и карти­нами под руководством Москов­ского художника Потапова, за счет церковного попечительства, а частично — на средства церк­ви. Иконо­стас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Косьмича Платицына. В приделах правом — Казанском — почетным гражданином Гавриилом Ивано­вичем Котельниковым, левом -Александро-Невском — почет­ным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым. На собственные их средства. В главной части  главного ал­таря была помещена громадная икона «Снятие со креста» с деревянной золоченой и украшенной резьбой раме. Все три иконостаса были нового устройства с колоннами, фон их позлащенный. Иконы Московской художественной живописи. Рамы на иконах — резные, золоченые, московской работы. Царские врата столярной работы с прозрачною резьбой, вверху полукруглые, рамы вызолочены на мордан, а резьба на полимент. Особенно замечательные иконы, которые находились раньше в собо­ре: Божией Матери «Достойно есть», жертвованная соборным прихожанином, мещанином Василием Быковым; «Иверской Божьей Матери в серебро — позлащенной ризе,   написанная на Афонской горе, а доставлена моршанским купцом Нико­лаем Гасановичем Синевым; «Ка­занской Божьей Матери». Жертво­вана эта икона строителем иконостаса, почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым;  «Святителя Николая Чудотворца» в серебряной, позлащенной — ризе. Жертвована была бывшим старостою собора Николаем Афанасьевичем Юсовым.    Особо следует рас­сказать о Святом крес­те Троицкого собора, кoторый был поистине уникален. В Святом кресте находился огром­ный мощевик. В нем были собра­ны 83 частицы Святых мощей. Огромную силу представляют мощи святого Пророка Даниила, святых Еванге­листов Матфея, Марка, Луки, свя­того Иакова брата Господня, свя­того Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана, святых Апостолов Фомы, Тимофея, Вар­навы, Анисима, Карпа, святого ца­ря Константина, святого князя Александра Невского, святых свя­тителей Григория Богослова, Ио­анна Златоуста и других.

8 августа 1916 года собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С.Долгоруков и многочис­ленная свита.

По окончании службы император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее одобрение и восхищение и доба­вил: «Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудес­ный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург».

А два дня спустя в Свято-Троицком соборе горожане
встречали его дядю — главнокомандующего войсками великого князя Сергея Александровича. Когда по­сле службы настоятель по­
дошел к нему с крестом для благословения, князь поцеловал крест несколько раз и произнес: «Чуден собор ваш!».

Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая П.

В 1917 г. проводился в соборе пос­ледний капитальный ремонт.

В 1920 г. собору было суждено быть кафедральным и первым Епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский.

Богослужение в соборе продолжа­лось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 1937 году собор был закрыт под нажимом власти.

В 1939 году  «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разру­шению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесследно бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей.

Предполагалось закончить пол­ный снос в 1940 г. В 1940 г. собору нашли новое при­менение: в храме и его подвалах были размещены склады. 12 декабря 1971 года в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В. И. Пилявского о необходимости сохранения этого ред­кого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановле­ние собора. Реставрация храма на­чалась городским отделом культу­ры в 1978 году. Троицкий собор ча­стично восстановили. Работы ве­лись реставрационным участком под руководством Л. Н. Фролова.

Пожар 1987 года уничтожил пло­ды десятой по счету реставрации собора. После пожара реставрационные работы в Свято-Троицком соборе продолжа­лись отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 года.

21 февраля 1990 года Тамбовским областным Советом народных де­путатов было принято решение: «О передаче религиозной общине Рус­ской Православной церкви г. Моршанска здания Троицкого собора, памятника истории и культуры рес­публиканского значения».

15 апреля 1990 года был заклю­чен договор: «О передаче в пользо­вание православной общины г. Моршанска, здания Троицкого собора, являющегося памятником архитек­туры XIX века».

16 мая 1990 года принято реше­ние Моршанского городского Сове­та народных депутатов: «О переда­че здания Троицкого собора на ба­ланс православной общины с балан­са отдела культуры горисполкома».

В 1995 году архиепископу Там­бовскому и Мичуринскому Евгению, было направлено прошение от пра­вославных верующих Троицкого со­бора с просьбой на утверждение и благословение религиозной общины Русской Православной церкви.

Регулярные богослужения возобновились 7 апреля 1996 года.

9 августа 1998 года в Свято – Троицком соборе города Моршанска Божественную литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай, архиепископ Ульяновский Прокл, архи­епископ Владимирский Евгений, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Тамбов­ский и Мичуринский Евгений.

Его Святейшество Алексий II по­дарил Свято-Троицкому собору ико­ну Святителя Питирима — первого епископа земли Тамбовской, с час­тицей его мощей.