Троицкий мужской монастырь города Мичуринска


Официальный сайт монастыря.

Основатель монастыря чёрный поп Иосиф, в прошлом священник с. Степанищево Козловской округи. В 1627 г. он поселился в лесу на берегу р. Лесной Воронеж в трёх верстах от того места, где через восемь лет был заложен г. Козлов. Со временем к Иосифу стали приходить другие любители монашеской жизни, образовалась небольшая община, где духовный авторитет старца Иосифа был непререкаем. Известны имена трёх сподвижников старца: Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Они сами построили себе келии, а для молитвословий – деревянную часовню. Вскоре возникло естественное желание иметь собственную церковь. Для этого в Рязань, за благословением, был послан старец Нифонт. Тогдашний архиепископ Рязанский Антоний дал такое разрешение (храмоздательная грамота датируется 18 марта 1636 г.), и в 1635–1636 гг. была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Отсюда и название обители – Троицкая. Тогда же в монастырь архиепископом был поставлен и первый игумен. Им стал сам старец Иосиф.

Первое десятилетие своего существования обитель была бедна, и братия испытывала недостаток во всём. При основании г. Козлова монастырю были пожалованы сенные покосы по р. Лес. Воронеж. А по царской грамоте 1641 г. братия могла свободно пользоваться рыбными ловлями. Однако этого было недостаточно для монастыря, братия которого увеличилась (в 1652 г. проживало 17 человек). Кроме того, монастырь страдал от враждебных действий со стороны окрестного населения, видящего в нём опасного конкурента в своих хозяйственных делах. Было время, когда монахи покинули Троицкий монастырь (в 1645 г.) и только личное вмешательство царя Михаила Феодоровича, приказавшего Козловскому воеводе проявлять заботу о безопасности монахов, спасло обитель от окончательного разорения и запустения. Он же пожертвовал монастырю новые земельные угодия и значительно пополнил монастырскую ризницу. Дело отца продолжил сын царь Алексий Михайлович. Он подарил обители два Пролога, фелонь и несколько частиц мощей святых угодников Божиих. В 1652 г. в монастыре построили новую деревянную Троицкую церковь вместо старой, значительно обветшавшей. В ней придел был посвящен Усекновению главы святого Иоанна Предтечи (освящен 4 октября 1652 г.).

В конце XVII века Козловский монастырь славился своими строгими монастырскими порядками и особым духовным устроением. Во многом обитель обязана своим устроением игумену Кириллу (Батурину), правившему монастырем в 70-ых годах XVII века. О благочестивой иноческой жизни игумена был много наслышан сам царь Алексий Михайлович и, как уже сказано, много жертвовал на монастырь. Игуменом Кириллом в 1670 г. начато строительство каменного Успенского храма, освященного 9 февраля 1672 г.

С учреждением Тамбовской епархии в 1682 г. повысился и статус Козловского монастыря. Теперь им управлял настоятель в сане архимандрита. В 1683 г. Тамбовский епископ Питирим дал козловскому архимандриту Дорофею храмоздательную грамоту на строительство каменной Троицкой церкви. И хотя ранее, в 1673 г., Рязанский митрополит Иларион подобную грамоту уже давал, но строительство началось только в 1683 г., т. к. Троицкую церковь хотели сделать приходской. Построен храм был в 1687 г., а освящен 3 апреля того же года. В новопостроенный храм святителем Питиримом была пожертвована икона Пресвятой Троицы, ставшей одной из главных святынь Троицкого монастыря. К 1686 г. количество братии достигло 50 человек, а с монастырскими служителями – 100. В то время это был крупнейший монастырь епархии, центр духовного просвещения, хранитель исторического прошлого Тамбовского края.

В 1697 г. обитель постигло несчастье – пожар, который уничтожил все деревянные постройки и сильно повредил обе церкви. Несмотря на огромные трудности настоятелю и братии к 1706 г. удалось восстановить практически все здания. Увеличилось количество насельников (с 43 в 1703 г. до 63 в 1710 г.). В 1733 г. устроен был новый иконостас в Троицкой церкви, а в 1750 г. достроили каменную ограду вокруг монастыря.

В 1764 г. при введении штатов монастырей Козловский Троицкий был оставлен в числе штатных и отныне именовался общежительным третьеклассным мужским монастырём. «Иерархический» статус его понизился. Теперь им управляли не архимандриты, а игумены.

Особая страница в истории монастыря конца XVIII – начала XIX веков связана с именем сначала игумена, а потом архимандрита Варлаама, много сделавшего для приведения в лучший вид как внешнего, так и внутреннего положения Козловского Троицкого монастыря. В 1785 г. он стал настоятелем монастыря, прежде быв строителем Трегуляева монастыря. Им произведены серьёзные ремонтные работы. В 1792–1794 гг. все церкви поправлены, крыши вновь перекрыты железом, а главы позлащены. 15 августа 1793 г. освящена капитально отремонтированная Успенская церковь и в ней новый придел в честь преподобного Варлаама Хутынского. В 1795 г. Троицкая церковь внутри расписана, куплен колокол весом в 120 пудов.

Деятельного настоятеля ценили как Преосвященный Феодосий, так и Феофил. По инициативе последнего в Козловском монастыре в 1794 г. был введён общежительный устав. Владыка Феофил стремился упорядочить монастырскую жизнь во всех обителях епархии. За образец был взят устав Скановского монастыря. Устав определял порядок ежедневных утренних и вечерних служб, обязательную совместную трапезу. В Уставе указывались и методы борьбы с тогдашними непорядками в монастырях: злоупотребление спиртным, частое проживание посторонних лиц в обителях и пребывание в них женщин (в качестве работниц, прачек и т.д.). В уставе Козловского монастыря были и свои особенности. Так, в общем уставе для монастырей епархии было определено вечернее молитвенное правило читать в церкви, а козловская братия ещё в январе 1793 г. «пожелала ежедневно читать на повечерии правило молитвы на сон грядущим, после ужина не выходя из трапезы».

Анализируя состав братии конца XVIII – начала XIX веков, мы обнаружим, что число монахов теперь не превышает положенного количества их по штату (12 человек), причём всегда имеется 1-2 штатных свободных места. С 1794 г. монастырём снова управляют архимандриты. С конца XVIII в. Козловский монастырь начинает играть весьма важную роль в духовной жизни города. Тамбовский епископ порой даёт настоятелю ответственные поручения, связанные главным образом с общегородскими церковными делами. Например, в 1785 г. поручает «наблюдение над всем городским Козловским церковным благовестом».

Едва ли не самое главное событие в местной козловской церковной жизни в течение каждого года – крестный ход в 9-ю пятницу по Пасхе из города в монастырь. Этот крестный ход в память преподобного Варлаама Хутынского был установлен в 1794 г. по ходатайству горожан. Большую роль в хозяйственной жизни города играла и Троицкая ярмарка, ежегодно проводимая у стен обители.

В первой половине XIX века в монастыре был воздвигнут ряд новых построек: в 1801 г. – каменный 2-этажный корпус, в 1816 г. – каменный 1-этажный дом (в нём братские келии, трапеза, кухня, кладовая), в 1818–1822 гг. – каменная колокольня. Таким образом, к началу 40-х годов XIX века монастырь приобрёл тот вид, который оставался практически неизменным вплоть до его разрушения в годы советской власти. Тихий, благообразный, загородный монастырь жил своей внутренней, спокойной и размеренной жизнью.

Текущие нужды обители и братии вполне обеспечивались собственными средствами монастыря. До середины XIX в. при необходимости ремонта всегда обходились собственными деньгами, не прибегая к помощи благотворителей. Не забывали Козловский монастырь и благочестивые горожане и жители других городов губернии. В 1834 г. моршанский купец Тюлюкин жертвует крупную сумму денег. А козловская купчиха Анна Придорожная пожертвовала в августе 1855 г. 285 руб. Жертвовали не только деньги, но и святые иконы, как это сделали офицеры резервной бригады 5-й пехотной дивизии. Командир бригады 16 апреля 1842 г. писал по этому поводу настоятелю архимандриту Иоасафу: «Сооруженный образ для бригадного моего штаба во имя Св. Троицы на пожертвованные мною и вверенными чинами сумму… И как ныне вверенная мне бригада расформировывается, препровождаю к Вашему Высокопреподобию означенный образ. С тем чтобы он был поставлен в церкви Св. Троицы. Покорнейше прошу, чтобы при сем образе всегда в службу горела лампада, на что и препровождаю особо 125 р., а во время совершения литургии было поминовение о здравии соорудителей онаго образа».
Духовные связи братии монастыря и горожан были давними и крепкими. Многие из козловцев сюда приезжали поговеть или просто пожить. Был и определенный круг постоянных посетителей, так сказать, небольшой приход. Горожане пользовались книгами из монастырской библиотеки. Брали их не без совета умудренных духовным опытом монахов. Весьма многие козловцы изъявляли желание погребать своих умерших родственников на монастырском кладбище. Располагал к этому и благочестивый обычай, существовавший в монастыре, – ежедневное (кроме праздничных и нарочитых дней) поминовение усопших за литургией. Такой обычай существовал не во всех монастырях епархии.

Внутренняя жизнь монахов Козловского монастыря ничем не обычным не отличалась. Во многом она была сосредоточена вокруг богослужения, ибо никакого другого дела монашествующие не знали. Однако не все выдерживали такую размеренную и однообразную жизнь. В марте 1834 г. послушник Иван Хмельницкий просил его уволить из обители «за неперенесением монастырских искусов». Просьба его была удовлетворена, ведь в монастыре никто никого силой не держал. Подобные случаи были в монастыре и до этого, и после, но они не были частыми. Интересные сведения о монашествующих в первой половине XIX в. мы получаем, изучив «Тетради выдачи книг монахам за 1848–1852 гг.». Чаще всего брали читать Жития святых, Поучения, журнал «Христианское чтение». Добротолюбие читали за это время всего один раз. Здесь же мы узнаём, что на трапезе читали сочинения святителя Тихона Задонского (весьма популярный в то время среди монашествующих духовный писатель). Непременным атрибутом жизни в монастыре XIX в. были паломничества некоторых из членов братии к святым местам. Епархиальное начальство охотно отпускало не только монахов, но и послушников, при условии хорошего поведения их во время жизни в монастыре.

В условиях казенного содержания штатных монастырей по-разному выглядело имущественное положение монахов. Можно сказать, что оно напрямую зависело от прежнего (до поступления в монастырь) социального положения иночествующих. В марте 1831 г. умер ризничий монастыря иеромонах Иннокентий. После его смерти оказалось, что «у него имущества и денег, по причине долговременной болезни, издержек на лекарства и раздачи им самим платья и денег неимущим, ничего не осталось». А вот после умершего в августе 1843 г. монаха Романа осталось имущество, составившее при описи список в 43 пункта и денег 2150 рублей. В миру монах Роман был купцом Борисом Григорьевичем Солодовниковым.
1869 г. стал поворотным в истории монастыря. В этот год Тамбовскому епископу назначили помощника – викарного епископа Козловского. Распоряжением Святейшего Синода Козловский епископ теперь стал официальным настоятелем Козловского монастыря. Хотя с 1874 г. обитель снова перешла под управление архимандритов.

Во второй половине XIX века, начиная с 70-х годов, ухудшилось финансовое положение монастыря. И хотя в отчетах епархиального архиерея Козловский монастырь числился как один из обеспеченных, факты свидетельствовали об обратном. В 1896 г. в отчете епископа Тамбовского и Шацкого Иеронима (Экземплярского) финансы Козловского монастыря в полном порядке, а уже в 1898 г. настоятель монастыря архимандрит Евгений просит у епархиальных властей выдать сборную книгу для сбора пожертвований, для того чтобы оштукатурить колокольню внутри и снаружи «в виду скудости средств монастыря». Если сравнивать доходы Козловского монастыря 1811 г и спустя 78 лет, т. е. в 1889 г, то можно увидеть, что доходы резко возросли (225 р. в 1811 г. и 11329 р. в 1889 г.). Соответственно увеличилась и статья расходов. На что тратились деньги? Почему увеличивались расходы при том, что количество братии не менялось? В течение XIX в. монастырь обогащался. Если в 1811 г. в доходной части, помимо продажи свечей и ладана, указывались ещё доходы, получаемые за отдачу в аренду рыбных ловлей, мельницы и казенное жалование монахам, то в 1889 г. были найдены новые способы получения денег для монастыря: за аренду монастырской земли, подворья в г. Тамбове (сдавались под квартиры), место на монастырском кладбище (для горожан оно было платным), от ежегодной Троицкой ярмарки, проводимой у стен монастыря, кружка, поставленная в часовне и монастырской гостинице. Кроме этого монастырь продает (хотя и в небольших количествах) свои овощи, фрукты, молоко, скот, дрова. Получаемые средства накапливались. Получается, что в течение века монастырь только и делал, что копил деньги, стараясь не тратить даже на необходимое. Это типичная ситуация для всех штатных небольших монастырей России. Ведь фактически деньгами самостоятельно монастырское начальство распоряжаться не могло. Ни одной копейки нельзя было взять из капитала без разрешения вышестоящего начальства, а откладывать деньги нужно было в обязательном порядке.

В течение века количество монастырской братии увеличилось незначительно (12 человек в начале и 22 в конце), но сильно возросли потребности обители. На покупку провизии тратилось больше чем на содержание церквей (1431 р. против 1131 р.) – это третье место в статье расходов после банковских операций и ремонта зданий.

Козловский Троицкий монастырь в конце XVIII – в первой половине XIX в. был образцовым для других монастырей епархии, но со второй половины века в духовно-нравственном отношении приходит все в больший упадок. Причину следует искать, прежде всего, в образе его существования как штатного. В том, что начала общежития так и не прижились в обители, а главное, в том, что в последней четверти века отсутствовал строгий контроль за жизнью монашествующих со стороны настоятеля. Фактически глава обители – Козловский епископ, но был и настоятель в сане архимандрита, а есть еще и казначей, который тоже владел властными полномочиями. Все это неизбежно должно было сказаться на внутренней жизни братии. Не редкостью были случаи пьянства среди братии. Не было порядка и в богослужении. Прежде оно было красивым, торжественным, пение стройным. Теперь все иначе: вот что по этому поводу в 1883 г. в одном из своих рапортов писал архимандрит Павел: «Каждая песнь начинается и продолжается ими неприятным козлоглаголанием и едва к концу песнь составляется кое-какое согласие в тоне. А два мальчика, послушники, с неопределенными резкими голосами, во время богослужения гудут, не выговаривая даже Господи помилуй». В 1900 г. правящий епископ, характеризуя в одном из своих отчетов обстановку в Козловском Троицком монастыре, делает вывод: «В монастыре слаб надзор за монашествующими».

Реальная власть в монастыре теперь сосредоточилась в руках наместника и близких к нему людей. Это сказалось на состоянии обители. В 1912 г. епископ Козловский Григорий жаловался в консисторию на своего наместника иеромонаха Израиля, обвиняя его в самоуправстве (он без разрешения епископа пользовался монастырским лесом). Владыка просил отстранить его от должности. Началось следствие, в ходе которого выяснилось, что наместник действительно лес рубил (в чем он и раскаялся), а, кроме того, был еще уличен в некоторых незаконных финансовых операциях (открыл счет в банке и переводил на него монастырские деньги). Замешан в этом был также и казначей иеромонах Антоний, благочинный иеромонах Авраамий. Все они были примерно наказаны: иеромонах Израиль от должности отстранен и запрещен в священнослужении, а казначею и благочинному вынесен строгий выговор.

Как и все монастыри в стране, Козловский Троицкий был официально закрыт в 1918 г. Неизвестно, что в нем размещалось до 1926 г., когда бывшие монастырские здания были отданы И. В. Мичурину для организации на его территории первого питомника. Началось постепенное разрушение древней обители. Разобрали два верхних яруса колокольни, в 1928 г. – часовню возле колодца, уничтожили монастырское кладбище. А еще в 1921 г. стали вырубать монастырскую рощу. К началу 50-х годов от Козловского монастыря осталась только угловая башня, фрагмент стены, Успенская церковь (в ней устроили музей Центральной генетической лаборатории) и развалины колокольни. В таком виде обитель дожила до наших дней.

5 апреля 1999 г. Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания Успенской церкви со своего баланса на баланс Тамбовской епархии. Началось возрождение монастыря. А 27 декабря 2007 г. Священный Синод благословил открытие Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Мичуринске.

Святыни

В монастыре имеются много мощей святых угодников Божиих: вмц. Варвара, прп. Кукша Одесский, Креститель Спасов Иоанн, свт. Николай Чудотворец, прп. Софроний Ибердский, свщмч. Киприан и мц. Иустина, собор Киево-Печерских святых, прп. Сергий Радонежский, прп. Амвросий Оптинский, блж. Матрона Московская, свщмч. Владимир Богоявленский митрополит Киевский и многие другие.

Также имеются два чудотворных образа Пресвятой Богородицы: Казанская и Тихвинская.